Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Классный совет.Продолжение
Модерация конфликтов На классном совете обсуждаются любые темы, касающиеся класса в целом и отдельных людей, в частности. Поскольку там, где люди живут и работают вместе, всегда происходят конфликты, они являются одним из постоянных предметов обсуждения на классном совете. Поэтому очень важно, чтобы проводящие классный совет учителя были знакомы с основами модерации конфликтов. Мы предлагаем описание важнейших шагов, необходимых для этого. Процедура была составлена на основании нашего собственного опыта. Также как и другие применяемые на классном совете процедуры, которые мы описываем в настоящей книге, процесс модерации конфликтов также разбивается на множество небольших шагов, так что в конкретной ситуации появляется возможность, при необходимости, опустить тот или иной шаг. Вспомогательные материалы, которые можно использовать на классном совете, вы найдете в приложении (см. приложение К6). В соответствии с основным замыслом классного совета, все обсуждаемые на нем дела и конфликты воспринимаются всерьез и обсуждаются открыто для всех. Так становится ясно, что конфликты и их разрешение являются делом всего класса. Важно, чтобы все в классе понимали: цель урегулирования конфликтов на классном совете состоит в том, чтобы найти решение, приемлемое для всех, поскольку только в том случае, когда удовлетворены все участники конфликта, его урегулирование будет долгосрочным. Если у одного из участников останется впечатление, что он проиграл в этом конфликте, или что его вынудили подчиниться, он будет в той или иной форме подрывать принятое решение. В отличие от того, как чаще всего происходит урегулирование конфликтов в школе (а также в семьях или в других местах), то есть когда учитель решает, кто прав, а кто должен быть наказан, в случае модерации конфликтов на классном совете речь идет не о поиске виноватых, а о поиске решения. Это бывает очень трудно сделать как ведущим классный совет учителям, так и ребятам. Ребята (в результате многолетнего опыта) привыкли к тому, что нужно всегда искать виноватого, которого затем наказывают (а все другие «ни при чем»). Многолетние привычки учителей также склоняют их к тому, чтобы, подобно судьям, всегда чувствовать себя правыми, и выносить суждения о том, кто виноват, и кто должен понести наказание. Таким образом, они берут на себя роль, которая вынуждает их к принятию на себя слишком большой ответственности (ведь только в очень редких случаях ситуация бывает настолько «прозрачной», что всем сразу ясно, кто виноват); при этом тот человек, которого признали виноватым, испытывает слишком сильные негативные эмоции (чаще всего гнев), если чувствует, что с ним обошлись несправедливо. Одновременно учитель освобождает других участников конфликта от ответственности за принимаемое решение и лишает их возможности принимать участие в поиске хорошего решения. Все это вовсе не означает, что мы должны оставить школьников наедине с их конфликтными ситуациями («нас это не интересует, разбирайтесь сами со своими ссорами»). Это означает лишь то, что обсуждение конфликта на классном совете дает возможность всем его участникам, используя в качестве опоры предлагаемую структуру проработки конфликтов, самостоятельно найти приемлемое для всех решение. Учитель при этом выступает модератором (т.е. он структурирует процесс), и тем лицом, которое сопровождает процесс, предоставляя специальную помощь (т.е. через сопереживающее слушание он обеспечивает доступ к невидимым компонентам конфликта и их обсуждение). Модератору необходимо хорошо для себя уяснить, что он должен «только» модерировать и сопровождать процесс урегулирования, а не находить решение конфликта. Последнее смогут сделать сами участники. Из этого следует также, что модератор должен занимать нейтральную позицию, то есть не оказывать предпочтение ни одной из сторон, а также держать при себе свое собственное мнение. Поначалу это бывает трудно сделать, но в конечном итоге приносит большое облегчение. Цели модерации конфликтов: ► Найти такое решение, которое будет приемлемо для всех. ► Достичь длительного урегулирования конфликта, которое возможно только тогда, когда выигрывают все его участники. ► Найти не виноватого, а решение! Модератор: ►структурирует процесс и сопровождает его, предоставляя помощь (сопереживающее слушание), ►должен сохранять нейтралитет и не имеет права оказывать предпочтение кому-либо, ►оставляет в стороне свое собственное мнение, ► остается спокойным и невовлеченным: не он должен найти решение, ученики сами сделают это! То есть: не думать с первого слова о решении, а слушать других, подбадривать их, воспринимать всерьез чувства собеседников, уважать их личность, отказаться от ответственности. Процедура модерации конфликтов на классном совете по сути своей соответствует известной схеме процесса урегулирования споров и предполагает следующие шаги (см. также приложение К6а и К6b): I Получение согласия Фаза © классного совета Добровольность, правила, процедура Опрос по поводу подлежащих обсуждению дел/конфликтов II Описание конфликта Фаза © классного совета с точки зрения каждого участника Обсуждение дел/конфликтов III Прояснение конфликта Фаза © классного совета Чувства, потребности, намерения Обсуждение дел/конфликтов IV Смена позиции Фаза © классного совета Воспринимать чувства других Обсуждение дел/конфликтов V Поиск решений Фаза © классного совета Мозговой штурм Поиск решения и договоренность VI Оценка и выбор решений Фаза © классного совета Альтернативы, последствия, влияние, партнеры по конфликту выбирают приемлемое решение Поиск решения и договоренность VII Заключение договоренностей Фаза © + © классного совета Поиск решения и договоренности + протокол Модерация конфликтов – шаг за шагом: Далее будет представлен обзор основных шагов процедуры модерации конфликтов. Конфликтующие стороны мы назвали условными именами «Пауль» и «Петер». Эти имена могут обозначать как отдельных лиц, так и группы лиц (т.к. на классном совете встречаются различные констелляции конфликтов – между отдельными учениками, между учеником и группой, между группами). I. Получение согласия Поскольку классный совет основывается на том, что все его участники стремятся найти общее решение, крайне важно в начале модерации заручиться согласием всех участников (принцип добровольности). Если кого-то принуждают к обсуждению проблемы или конфликта, а сам он этого не хочет, то он либо будет соглашаться с любым решением, чтобы побыстрее «отделаться», либо не будет соглашаться ни с каким, демонстрируя свой протест. Поэтому так важно подробно опросить всех: «Пауль, ты согласен обсуждать эту проблему? Петер, ты тоже согласен?» При ответе важно обращать внимание также на невербальный язык. Именно тогда, когда кто-то из ребят противопоставлен группе, он легко может почувствовать нажим со стороны большинства, под давлением которого он и выскажет свое согласие. Если язык тела противоречит тому «ДА», которое человек высказал на словах, то следует уделить внимание тому, что за этим стоит (сопереживающее слушание: «Глядя на тебя, нельзя сказать, что ты на самом деле согласен. Что может помочь тебе искренне сказать «ДА»?») После того, как согласие достигнуто, следует (по крайней мере, тогда, когда процедура еще нова) еще раз коротко описать процедуру модерации, чтобы все могли вспомнить ее. Когда классный совет только начинает проводиться в классе, обычно подробно обсуждается процесс модерации, а ее основные шаги отображаются на плакате (визуализируются). Этот плакат можно использовать и в дальнейшем до тех пор, пока процедура не будет усвоена. «Еще раз вспомните, как это происходит. Сначала свою точку зрения может высказать один человек, при этом другие не перебивают его, потом следующий…» Здесь можно еще раз напомнить об основных правилах: 1) давать другим участникам возможность высказаться и 2) говорить о себе. Это особенно важно тогда, когда обсуждаемая тема вызывает много эмоций. Тогда бывает необходимо время от времени напоминать о правилах и требовать их выполнения: «Я еще раз напоминаю вам о наших правилах: ,Я внимательно слушаю, когда другой говорит' и ,Я говорю о себе, а не о других.' Если вы не будете соблюдать эти правила, я буду напоминать вам о них. Согласны?» После этого нужно выяснить, кто первый даст описание конфликта со своей точки зрения. Обычно в этом отношении все быстро приходят к единому мнению. Если этого не происходит, можно кинуть жребий. «Кто из вас начнет? – «Поскольку вы не можете договориться, пустим по рядам шапку.» FAQ ü Что делать, если одна или даже обе стороны-участницы конфликта не согласны его обсуждать? Для начала нужно отнестись к этому отказу всерьез и сочувственно выслушать обе стороны. Может быть, одному человеку в его противостоянии целой группе требуется поддержка («Поможет ли тебе, если ты найдешь еще одного человека, который поддержит твою позицию?»). Если одна или обе стороны категорически отказываются от обсуждения, то конфликт не может обсуждаться на классном совете. Однако поставленный вопрос нельзя просто так оставить без внимания, поскольку, по крайней мере, один человек – тот, кто заявил о проблеме (конфликте), - хочет с ней разобраться. Есть несколько вариантов того, как можно действовать дальше. Прежде всего, следует уточнить: v Может ли этот вопрос вообще обсуждаться на классном совете? (см. гл. 2 «Границы классного совета»). Если поставленный вопрос действительно не подходит для обсуждения на классном совете, Вы (учитель) должны проинформировать об этом тех ребят, которые вышли с ним на совет, и разъяснить им, что они могут предпринять дальше. При этом Вы должны следить за тем, чтобы не произошла стигматизация отдельных школьников или их вытеснение на позиции изоляции или даже моббинга. Даже открытое высказывание похвалы в адрес кого-то из ребят за проявленное им мужество при вынесении на обсуждение «трудного вопроса» может поставить его в неприятное положение. v Возможно, у того человека, который отказывается обсуждать конфликт на классном совете, есть какие-то обстоятельства (например, семейные проблемы, проблемы с коллегами, моббинг и т.д.), из-за которых при обсуждении ему может стать стыдно? v Правильная ли атмосфера сложилась на классном совете? Может ли каждый ученик рассчитывать на справедливое отношение к себе, на то, что несмотря на свое не всегда приемлемое поведение, его будут принимать и ценить как личность? Может ли каждый ученик рассчитывать на то, что на классном совете его не станут наказывать, а окажут поддержку в его готовности изменяться? Для конкретной процедуры проведения классного совета рекомендуется, скорее всего в личной беседе, выяснить, есть ли какие-то (скрытые) основания для отказа обсуждать проблему. Если конфликтующими сторонами являются отдельные люди (двое учеников) и если в школе есть инстанция, занимающаяся урегулированием споров («третейский суд»), то можно предложить спорщикам обсудить свою проблему там. Если третейского судьи нет, учитель может предложить ребятам свою помощь в этой роли вне классного совета (например, на перемене или после уроков). FAQ ü Должен ли я (учитель) прервать обсуждение, если участники не соблюдают правила? Модератор для того и присутствует при обсуждении, чтобы обеспечить ребятам надежные условия для того, чтобы они могли разрешить конфликтную ситуацию. Для этого каждый должен быть уверен в том, что он сможет высказаться, и не услышит в свой адрес упреки, оценки или даже оскорбления. Если одна из конфликтующих сторон, несмотря на призывы соблюдать правила, тем не менее не делает этого, лучше всего прервать процесс и пригласить стороны к обсуждению сложившегося затруднения. («Все знают наши правила и выразили согласие соблюдать их. Сейчас я вижу, что ты уже несколько раз нарушил наши договоренности. Правила гласят, что каждый из вас здесь может открыто высказаться и рассчитывать на то, что не услышит в свой адрес порицаний или оскорблений. Как ты думаешь, что мы должны делать дальше?») II. Описание конфликта После того, как становится понятно, кто будет говорить первым, модератор обращается к этому человеку: «Пауль, расскажи, что произошло, с твоей точки зрения.» «Петер, расскажи, что произошло, с твоей точки зрения.» «Петер сделал что-то такое, из-за чего ты сильно рассердился. Все другие при этом не присутствовали. Попробуй еще раз в точности описать, что именно он сказал и сделал, так, как это восприняла бы видеокамера.» Во время рассказа, модератор активно слушает, то есть время от времени обобщает сказанное, отображает воспринимаемые им эмоции и спрашивает: «Правильно ли я тебя понял, что…?» Сейчас речь идет только о том, чтобы понять, что произошло именно с этой точки зрения, т.е. с точки зрения говорящего. Речь не идет о том, чтобы оценить поведение того или другого человека или вынести какое-либо суждение по его поводу. Конфликтующие стороны также должны соблюдать это условие. Как уже было описано в разделе «Ясная коммуникация» (см. выше), то, что произошло, и мешающее поведение другого должно быть описано как можно более безоценочным образом. Так, если Пауль говорит: «Петер давно уже злит меня.», можно ответить ему: Когда кто-то один рассказывает о проблеме, могут захотеть выступить еще пять человек, у которых тоже есть проблемы с твоим партнером в данной конфликтной ситуации. Должен ли я позволить всем им высказаться? Важно, чтобы ребята учились не отходить от обсуждаемой темы. Для этого модератор должен хорошо справляться со своей ролью и снова и снова (уважительно) очерчивать границы. Кроме того, любому из учеников он может задавать вопрос: «Считаешь ли ты, что то, что ты собираешься сказать, действительно важно для урегулирования конфликта между Паулем и Петером?» Так ребята учатся сами определять степень важности своих высказываний. Если им пока это не удается, можно сослаться на ограниченное время: «Я уверен, что то, что ты хочешь сказать, очень важно для тебя. Но ты знаешь, что у нас есть всего один час, и поэтому я хочу, чтобы мы все сейчас полностью сосредоточились на ссоре между Паулем и Петером.» III. Прояснение конфликта После того, как Пауль и Петер изложили свой взгляд на ситуацию, и при этом убедились, что обе точки зрения восприняты всерьез, следующий шаг состоит в том, чтобы прояснить причины, лежащие в основе конфликта, или его движущие силы. Сюда относятся, во-первых, эмоции. Сопереживающее слушание должно помочь разобраться с тем, что происходит у обеих сторон на эмоциональном уровне. «Пауль, что ты переживал при этом? Как ты себя чувствовал?» «Петер, что ты переживал при этом? Как ты себя чувствовал?» Часто ребятам недостаточно хорошо разбираются в своих чувствах. На вопрос о том, как они себя чувствовали, они отвечают: «плохо», «супер», «как дурак» или что-то в этом роде. Здесь может помочь сопереживающее слушание, когда слушающий повторяет высказывания ребят и пытается дать название их чувствам: «Это выглядит так, как будто ты был сильно разозлен/разочарован/испуган/недоволен …» Нужно прояснять эмоции, поскольку это помогает конфликтующим сторонам понять, какие последствия их поведение вызывает на эмоциональном уровне у другого человека. Чувства также не обсуждаются. Если, например, Пауль говорит Петеру: «Ты - баран!» и Петер начинает плакать, то ясно, что поведение Пауля вызвало сильное огорчение, даже если сам Пауль считает, что «не сказал ничего плохого». Во-вторых, следует рассмотреть потребности и намерения участников конфликта. Нужно по очереди спросить спорщиков: «Чего ты хотел добиться?» или «Что было у тебя на уме?» Вопрос о потребностях и намерениях, стоящих за действиями участников конфликта, является важнейшим вопросом во всем процессе модерации: поскольку только в том случае, когда ясна потребность, может быть найдено подходящее решение. Но вместе с тем это и самый трудный вопрос. Многие ребята (и не в последнюю очередь те, которые прибегают к телесному насилию) не умеют выразить в словах свои потребности и намерения, поскольку попросту не осознают их. Только небольшая часть их поведения, подобно верхушке айсберга, находящейся над поверхностью воды, доступна их сознанию, в то время как сокровенные основы поведения находятся глубоко «под водой». Здесь также модератор использует активное сопереживающее слушание, с помощью которого ребята могут осознать свои потребности и намерения. Именно в таких случаях, когда основания поведения плохо осознаются, модератору нужно экспериментировать с вопросами. Если ученик не может ответить на вопрос «Чего ты намеревался добиться?», можно задать его иначе: «Чего ты хотел?» или «Какие у тебя были мысли?». Наиболее часто задаваемый и привычный вопрос «Почему?» помогает меньше всего. Большинство ребят отвечает на него: «Потому». Кроме того, вопросы такого типа напоминают допрос. Человек чувствует себя в подчиненной позиции и будет уклоняться от дальнейшего сотрудничества. Больше пользы в рамках модерации конфликтов принесут вопросы типа «Для чего?» («Для чего были эти действия? Чему должно было служить твое поведение?»). Это помогает и самому модератору не входить в роль обвинителя, а стараться рассматривать любое поведение с той точки зрения, что оно является осмысленным для того человека, который его осуществляет, и помогает ему решить ту или иную проблему. FAQ ü Что делать, если участники не могут назвать никакого намерения своего поведения? Если, несмотря на активное слушание, ученик не может (или не хочет) сформулировать никакого намерения – что происходит довольно редко, - чаще всего бесполезно, продолжать настаивать. Тогда следует просто еще раз напомнить о важности этого шага для поиска решения («Если мы совсем ничего не знаем о том, чего ты намеревался добиться/чего ты хотел, нам будет намного труднее предложить хорошую идею для разрешения вашего спора»). Одновременно можно предложить человеку подумать еще («Может быть, ты найдешь какое-то объяснение позже»), после чего перейти к следующему пункту. Нужно помнить, что модерация конфликтов на классном совете – это не допрос, и что не модератор, а участники решают, что именно будет обсуждаться. На этапе прояснения конфликта в тех случаях, когда конфликты протекают одинаковым или похожим образом, бывает важно повнимательнее рассмотреть тот образец, который лежит в основе всех этих противостояний. Действия людей, которые живут или работают в определенной системе, могут строиться по определенной схеме. Сюда же относится и схема, по которой разворачиваются конфликты. Иногда у ребят тоже возникают такие схемы, когда конфликты, подобно игре, разворачиваются по заданным правилам. Предметы ссоры могут быть различными (например, один раз могут отобрать карандаш, в другой раз – книгу, в третий – шапку), но ход ее всегда один и тот же. Здесь можно также спросить мнение ребят, не участвующих непосредственно в конфликте, но точно знающих содержание правил таких игр. После этого конфликтующих ребят спрашивают о том, каков, по их мнению, их вклад в возникновение конфликта. «Пауль, как ты думаешь, сделал ли Петер что-то для того, чтобы возник этот конфликт? И что ты сделал для этого?» «Петер, как ты думаешь, сделал ли Пауль что-то для того, чтобы возник этот конфликт? И что ты сделал для этого?» IV. Смена позиций При смене позиций оказываются востребованными эмпатические способности участников. Здесь речь идет о том, чтобы каждая из конфликтующих сторон поставила себя на место другой стороны, почувствовав при этом (а не только услышав), как это было бы – оказаться на месте другого. «Пауль, как ты думаешь, каково было Петеру (как он себя чувствовал), когда вы ссорились/ каково ему сейчас?» «Петер, как ты думаешь, каково было Паулю (как он себя чувствовал), когда вы ссорились/ каково ему сейчас?» При этом участники очень скоро начинают понимать, что их собственное поведение оказывает воздействие на другого человека, и что это воздействие не всегда приятное. Здесь оказывается справедливым старое мудрое правило: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». Обычно ребята быстро понимают, что чем скорее они усвоят это правило и научатся применять его на практике, тем лучше будут их взаимоотношения с другими людьми. Поскольку эмпатические способности для начала нужно развить, ребятам понадобятся не только специально подготовленные для этого упражнении (см. также гл.5), но и живой пример того, как можно эмпатическим образом взаимодействовать с людьми. Если кому-то из ребят с трудом удается прочувствовать другого, можно использовать такой прием, как обмен местами (стульями), при этом сказать: «Петер, представь себе, что ты – Пауль. Как ты будешь себя чувствовать на его месте?» Можно дать волю фантазии и придумать другие возможности, облегчающие процесс сопереживания, например, прикрепить на свою одежду табличку с именем партнера, надеть его очки (в прямом и переносном смысле) или что-то другое. FAQ ü Но ведь эмпатические способности начинают проявляться только с 12 лет! Это мнение является широко распространенным и практически общепризнанным в научных кругах. Однако последние данные из области нейропсихологии показывают, что способность к эмпатии развивается у ребенка почти с самого рождения. На своем опыте работы с учениками начальных классов и последующих ступеней обучения мы убедились, что способность чувствовать других не определяется только возрастом. Мы исходим из того, что на всех возрастных ступенях и во всех классах, где проводится классный совет, у ребят происходит развитие эмпатических способностей, и даже младшие ребята умеют сопереживать другим (и самим себе). Три шага модерации конфликтов, о которых говорилось выше (описание, прояснение, смена позиций), в реальной ситуации не так явно отличаются друг от друга. Кроме того, они не идут последовательно один за другим, а как бы перекрывают друг друга. Однако мы считаем важным описать их по отдельности, чтобы эти характеристики могли служить ориентирами для учителей, не имеющих опыта подобной работы. Все три шага объединяются одним названием «описание проблемы/вопроса». Поиск решения Прежде чем приступить к поиску решений, модератору рекомендуется еще раз коротко охарактеризовать положение вещей (конфликт, чувства, потребности/намерения), которое прояснилось в ходе предыдущих фаз («Таким образом, мы выяснили, что…»). Затем модератор призывает всех участников заняться поиском решения. «Что могут сделать Петер и Пауль, чтобы разрешить свой конфликт/чтобы почувствовать себя лучше/чтобы в следующий раз в подобной ситуации повести себя иначе?» Для этого используется креативный метод мозгового штурма, о котором нужно сначала рассказать ребятам. При проведении мозгового штурма каждый участник может давать свои предложения, которые при этом не подвергаются никакой цензуре. Все высказываются по очереди. Важно, чтобы предложения не подвергались оцениванию (ни учителем, ни ребятами)! Мозговой штурм работает только тогда, когда каждый участник может быть уверен в том, что его предложение будет принято с уважением. Разрешено и даже желательно предлагать такие идеи, которые, на первый взгляд, только уводят в сторону от решения, поскольку в методе мозгового штурма стараются получить как можно больше разнообразных возможностей. Чаще всего каждая идея влечет за собой другие идеи, так возникает творческая атмосфера, которая сама по себе очень полезна для установления хороших отношений. Процесс поиска решений обычно доставляет ребятам удовольствие. Однако не следует забывать о том, что все предложения не должны выходить за рамки установленных в школе правил и порядков. Если было собрано много предложений, то нужно составить их список (на доске, в книге протоколов, на карточках модератора), чтобы ничего не забыть. Если не поступило никаких предложений, можно попросить ребят разбиться на группы, вместе поискать решения и записать их на карточках (на одной карточке одно предложение). FAQ ü Что делать, если поступили лишь такие предложения, согласно которым только одна сторона должна что-то предпринимать? Поскольку ссоры и конфликты всегда возникают в общении двух или более людей, то свой вклад в них всегда вносят обе стороны. При этом ни в коем случае здесь нельзя рассуждать в категориях виновности или невиновности, гораздо полезнее подумать о том, что сделал каждый для развития конфликта. На этапе прояснения конфликта обычно становится ясно, что обе стороны внесли свой вклад в возникновение конфликта. Сейчас стоит снова вспомнить об этом и задать конфликтующим сторонам вопрос: «Что ты готов сделать? Чего бы ты хотел от других?» ü Что делать, если не поступит вообще никаких предложений? Модератор не отвечает за принятие решения (хотя, как участник классного совета, он имеет право вносить свои предложения). Поэтому он напоминает классу, что ответственность лежит на самих ребятах: «Что мы теперь будем делать?» Важно, чтобы этот вопрос не прозвучал как упрек, чтобы сложившаяся ситуация воспринималась как нормальная. Если предложения по-прежнему не поступают, то, возможно, что первоначально заявленная проблема вообще не является таковой. Тогда можно спросить ребят: «Может быть так, что мы с вами должны обсуждать совсем другую проблему?» или побеседовать индивидуально с участниками конфликт. VI. Оценка и выбор решений Когда собраны все предложения, модератор еще раз повторяет их. Теперь нужно их оценить. Сначала из списка вычеркивают нереалистические и не приемлемые ни для кого решения, а с оставшимися продолжают работать дальше. Для этого зачитывают каждое предложение по отдельности и спрашивают: «Пауль, можешь ли ты согласиться с таким решением?» «Петер, можешь ли ты согласиться с таким решением?» Если один из участников конфликта не согласен с предлагаемым решением, это предложение вычеркивают. Из предлагаемых возможностей участники ищут только те, которые приемлемы для них. «Какое предложение устроило бы вас обоих?» Те предложения, которые подходят обеим сторонам, затем рассматриваются более подробно. По каждому возможному решению вместе с участниками конфликта и с классом можно обсудить, какими могут быть последствия такого решения. Участвуют ли в обсуждении и принятии решения все те люди, чье согласие нам необходимо? Соответствует ли принятое решение ценностям нашей школы, а также законодательным предписаниям, праву на физическую и психологическую неприкосновенность? Является ли решение корректным и справедливым? После этого конфликтующие стороны решают, какое предложение они хотят принять (попробовать реализовать на практике). «Петер и Пауль, с каким предложением вы готовы согласиться?» Поскольку теперь остались только те решения, которые каждая сторона сочла приемлемыми для себя, то ребята обычно быстро приходят к взаимному согласию. Тем не менее, нужно еще раз подробно поговорить с ребятами (обращая внимание на язык тела) действительно ли они согласны с принимаемым решением. Решение только тогда будет хорошим, когда обе стороны искренне соглашаются с ним. Ненастоящее согласие, скорее всего, приведет к тому, что через какое-то время конфликт разразится снова. Совет: Держите свои мысли при себе! Гораздо больше, чем Ваше мнение, ребятам поможет, если Вы скажете: «Я рад, что вы нашли решение, которым вы оба довольны!» FAQ ü Что делать, если ребята нашли такое решение, которое противоречит утвержденному в школе порядку? На этапе оценки решений можно спросить ребят, какие решения могут быть реализованы. Ребята чаще всего точно знают, что можно, а что нельзя, поэтому они сами отбирают подходящие решения. Если этого не происходит, то учитель должен объяснить, что такое решение не может быть реализовано, и почему оно не реализуемо. ü Должен ли я принимать решение, которое мне не нравится? Если решение касается лично Вас (т.е. если Вы сами должны что-то сделать для его реализации, например, если решение гласит, что Вы, как учитель, должны поговорить с учителем XY, чтобы он не давал ребятам так много домашних заданий), тогда Вы должны решать, хотите ли Вы принимать такое решение. Если Вы этого не хотите, тогда скажите об этом прямо и поясните, почему Вы не хотите (Я-высказывание!). После этого ребятам нужно будет найти другое решение. Если решение прямо не касается Вас (т.е. если Вы не участвуете в его реализации, но из-за несоответствия Вашим личным ценностям Вы не можете считать его «хорошим»), то ответственность за его принятие ложится на тех, кто выбрал такое решение (на участников конфликта). Если они довольны решением, то задача модератора выполнена: участники нашли подходящее для них решение. Даже если Вы, как учитель, не согласны с таким решением, оно может быть правильным для участников. Много дорог ведет в Рим, но еще больше – к хорошему решению! VII. Заключение договоренностей После того, как выбрано определенное решение, должно быть точно установлено, как именно оно будет реализовываться (кто и что именно делает, в какие сроки?). Чем младше школьники, тем на более мелкие шаги должен быть разбит процесс реализации. Если, например, проблема состояла в том, что один ребенок на перемене вмешивался в игру других, а решение гласит, что теперь он должен спрашивать разрешения, когда хочет поиграть с другими, то можно обсудить, что именно скажет и сделает этот ребенок. Можно организовать ролевую игру, где ребенок поупражняется в этом. В любом случае, принятые договоренности записываются в протокол, чтобы на следующем классном совете (т.е. через неделю) можно было проверить, выполняются ли договоренности, и все ли участники довольны принятым решением. С принятием договоренностей и планированием того, как будут осуществляться принятые решения заканчивается процесс модерации конфликтов. Теперь участники должны самостоятельно претворять их в жизнь. Совет: По теме модерации конфликтов есть большое количество литературы. Некоторые работы приведены в списке литературы в конце книги. В любом случае мы рекомендуем вам упражняться практически. Полезными в этом отношении могут оказаться курсы повышения квалификации или группы, в которые могут собираться коллеги для совместных упражнений. Вопросы. ü Но все это занимает так много времени! Мы очень подробно описали отдельные шаги, чтобы вы смогли самостоятельно начать проводить классный совет, не проходя специальных курсов повышения квалификации (которые мы в любом случае рекомендуем). В реальности процесс модерации чаще всего проходит гораздо быстрее, поскольку не всегда бывает нужно столь подробно проводить каждый шаг. Чем лучше ребята узнают этот метод, тем меньше вам нужно будет им объяснять (например, описывать ход модерации, разъяснять правила или рассказывать, как проводится мозговой штурм). ü Такими темпами мне удастся, в лучшем случае, обсудить на классном совете только один вопрос. Что же делать с остальными? Поначалу это действительно так. Чаще всего успевают обсудить только один вопрос, в лучшем случае, два. Так продолжается до тех пор, пока ребята не узнают метод получше. Сначала всегда обсуждаются наиболее важные вопросы, другие же остаются на потом. Их нужно в любом случае включить в список тем, предназначенных для обсуждения на следующем совете. Некоторые вопросы часто разрешаются сами собой, благодаря чему список проблем также укорачивается. Чем больше опыт проведения классного совета, тем больше и сами ребята понимают, что они должны коротко формулировать свои вопросы. Именно на этапе описания конфликта учитель должен вмешиваться, помогая ребятам составлять ясные и лаконичные формулировки и не допуская излишнего расширения проблемы (типа: «В прошлом году я чувствовал себя также, как Пауль. Тогда я гостил у своей бабушки…»). ü Что делать, если были отклонены все предложения по разрешению проблемы? Если участники отклонили все предложения, то причина, помимо прочего, лежит часто в том, что проблема не была по-настоящему прояснена, поэтому выдвинутые предложения и не могут привести к ее разрешению. Здесь важно сохранять спокойствие. Вспомните: не Вы отвечаете за решение проблемы! В этой ситуации можно, например, еще раз вернуться к стадии обсуждения и посмотреть на проблему с другой стороны. Если времени недостаточно, можно предложить участникам обсуждаемой ситуации или всему классу подумать над другими вариантами решений и вынести новые предложения на следующем классном совете. Предпосылки у учеников Как правило, классный совет можно проводить в любом классе, в котором возможны обычные школьные занятия. Тем не менее, бывает очень полезно, если еще до начала проведения классных советов ребята приобретут определенные компетенции. Эти, как и другие желаемые компетенции, конечно же, развиваются и углубляются в процессе проведения самих классных советов, но могут упражняться и отдельно – при выполнении специальных упражнений (см. главу 5 «Подготовка школьников к классному совету»). Соблюдение правил Проведение заседаний классного совета невозможно без способности участников соблюдать правила. Это – предпосылка для любой совместной работы в классе. Обычно все ребята, способные к школьному обучению, бывают в состоянии также соблюдать важные для классного совета правила. Мы рекомендуем прежде, чем начать проводиться классные советы в начальной школе (особенно, в 1-ом классе), поупражняться с ребятами в соблюдении правил (см. главу 5). Поскольку на классном совете много говорят друг с другом, особенно важным оказывается соблюдение правил, касающихся ведения переговоров. Однако и в более старших классах всегда находятся ребята, у которых есть проблемы с соблюдением правил. Поэтому на классном совете всегда рекомендуется прояснять, что будет происходить в случае несоблюдения правил. В любом классе обычно есть свои способы поведения в подобных случаях, которые можно перенять, либо могут быть разработаны новые процедуры – специально для классного совета. Основное при этом: «Классный совет – это место, где обсуждаются дела всего класса. Чтобы это стало возможным, мы вместе вводим специальные правила. Соблюдая или не соблюдая правила, каждый решает сам для себя, принимает он участие в классном совете или нет. Тот, кто решается регулярно нарушать правила, показывает тем самым, что он не хочет быть членом классного сообщества и принимать участие в поиске и осуществлении общих решений классного совета. В таком случае он получает другие задания (например, что-то переписать или сделать дополнительные домашние задания).» Умение слушать Коммуникация на классном совете по большей части осуществляется через говорение и слушание. Поэтому ребята должны быть в состоянии в течении довольно длительного времени сохранять концентрацию внимания и оставаться сосредоточенными на обсуждаемых вопросах, активно слушать и работать с воспринятой на слух информацией. Учитель хорошо знает своих учеников и поэтому может определить, на протяжении какого времени им будет нетрудно сохранять свое внимание, оставаясь «в теме». Так можно регулировать длительность классного совета, постепенно увеличивая ее (например, в начальных классах), можно также время от времени проводить с детьми двигательные упражнения. В главе 5 приведены специальные упражнения, помогающие развить навыки активного слушания. Однако, по нашему опыту, обычно ребята бывают очень увлечены обсуждаемыми вопросами, поскольку на классном совете рассматриваются их собственные дела. Даже в тех классах, где ребятам в других ситуациях бывает трудно слушать других, на классном совете этого не происходит. Свободное говорение Не менее важна и другая сторона коммуникации – говорение, которая также постоянно развивается на классном совете. Для того чтобы вообще вступить в разговор, у школьника должна присутствовать готовность к тому, чтобы принимать участие в дискуссиях классного совета. Чем младше ученики, тем свободнее и непринужденнее вступают они в обсуждения. Если совет начинают проводить только в более старших классах, начиная, например, с 7-го класса, то, скорее всего, ребята не будут уже так свободно говорить. Возможно, они стесняются (Что подумают обо мне другие ребята? Что подумает учитель?) или опасаются, что их высказывания на классном совете могут негативно повлиять на оценки. Здесь учитель должен ясно дать ребятам понять, что уроки и классный совет – это две различные сферы, и что с учетом этого они и должны строит свое поведение. Поэтому обычно должно пройти некоторое время, прежде чем более старшие ребята убедятся в том, что обращенное к ним предложение учителя приходить на классный совет со своими проблемами и вопросами исходит из искреннего желания помочь им самим, а не является очередным трюком, который учитель использует в своих интересах. Когда ребята убеждаются в этом, они обычно с удовольствием и интенсивно включаются в дела классного совета. Чем раньше начинают проводить классный совет, тем легче привыкают к нему более старшие ребята, на опыте быстро убеждаясь в его позитивной направленности: здесь меня принимают всерьез с моими мыслями, идеями и проблемами, здесь меня уважают как личность. Очень редко встречаются такие ученики, которые совсем не участвуют в обсуждениях на классном совете (чаще всего это те же самые ребята, которые молчат и на уроках). Именно таким ребятам классный совет может многое дать, если они убедятся, что их мнение интересно и важно для других. Здесь они могут попробовать свои силы, не боясь получить плохую отметку. Учитель должен следить за тем, чтобы такие «тихие» ученики получали возможность высказаться. Введение классного совета Когда учитель решает ввести у себя в классе классный совет и затем регулярно проводить его, мы рекомендуем спланировать это введение и познакомить учеников с классным советом. Для вводного этапа может потребоваться от одного до трех занятий, в зависимости от того, насколько интенсивно вы хотите работать. Для начала нужно рассказать о том, что, собственно говоря, такое классный совет и почему его хотят проводить. После этого нужно дать ребятам представление о том, как проходит классный совет, и вместе с ними утвердить его правила. Следует обсудить и то, как происходит урегулирование конфликтов (ход модерации конфликтов), а также технические вопросы (см. в главе 3 «Предварительные замечания»). ■ Смысл классного совета Поскольку классный совет строится на кооперации со школьниками, необходимо объяснить ребятам, что такое классный совет и почему учитель хочет его ввести. Основная идея состоит в том, что как ученики, так и учителя должны чувствовать себя в школе хорошо, и поэтому им важно вместе обсуждать дела, которые касаются всех. С самого начала учителю нужно донести до ребят, что классный совет функционирует только в том случае, когда все принимают в нем активное участие, и что классный совет внедряется не для того, чтобы доносить до учеников мнение учителя. Разумеется, у каждого учителя есть и свои персональные основания для внедрения классного совета, о которых ему нужно сообщить ребятам, используя Я-высказывания. Тем педагогам, которые рассматривают классный совет как средство, помогающее дисциплинировать отдельных учеников или целый класс, или как деликатный метод, позволяющий наконец-то добиться от них того, чего хочет учитель, то ему лучше поискать для себя другие методы и средства. ■ Ход Если ребята в принципе согласны на введение классного совета, то учителю нужно рассказать им, как он проводится (см. гл. 3 «Ход и структура классного совета»). Для этого нужно коротко описать отдельные фазы, а затем изобразить их на плакате. Можно также визуализировать каждый шаг на отдельном листе (формата А4), заламинировать его, а затем, каждый раз, когда на заседании все собираются в круг, класть в центре листок, соответствующий фазе классного совета. На начальном этапе это поможет ребятам лучше запомнить структуру классного совета. Образцы оформления таких листков вы можете найти в приложении (см. К7 – К13). Здесь же договариваются и о предмете обсуждения. ■ Введение правил Как на обычном уроке, так и на классном совете важно, чтобы для класса существовали правила. Это может быть какая-то часть из уже существующего свода правил поведения в классе или правил ведения переговоров, но можно также разработать правила специально для классного совета. В любом случае, при введении классного совета нужно напомнить ребятам о важности и необходимости правил. Свою эффективность на практике доказали 2 основных правила, которых, в приципе, бывает достаточно: ►Я говорю только тогда, когда мне есть о чем сказать. ►Я говорю о себе, а не о других. Можно дополнить их еще следующими правилами: ►Я внимательно слушаю, когда другой говорит. ►Я прошу слова, если хочу что-то сказать. Все эти правила можно отобразить на плакате. Договариваясь о правилах, нужно постараться сделать так, чтобы сами ребята приняли участие в их формулировании, т.к. правила, выработанные самостоятельно соблюдаются лучше, чем те, которые были предложены в готовом виде. Совместное обсуждение правил на деле продемонстрирует ребятам основную идею классного совета – что можно и нужно стремиться найти хорошее и подходящее для всех решение. Поэтому всем нужно стараться принимать участие в формулировании. Для этого тоже есть свои правила: ► «Я-форма» высказываний лучше, чем «мы-форма», которая лучше, чем безличная форма! «Я тебя слушаю…» лучше, чем «мы тебя слушаем…», а это лучше, чем «тебя слушают…», поскольку первое является наиболее сильным с точки зрения приглашения (запроса) к разговору. ► Позитивная форма высказываний лучше, чем негативная! Например, «Я слушаю, когда другой говорит.» вместо «Я не разговариваю со своим соседом, когда другой говорит». Негативно сформулированные предложения дополнительно закрепляют нежелательное поведение в нашей голове. ► 5 правил – этого достаточно! Большее количество мы не можем одновременно удержать в поле сознания и в результате не можем их выполнить. ► Для соблюдения правил помогает визуализация. Благодаря плакату с изображением правил они всегда «присутствуют» рядом и упрощают ребятам обращение к ним. ■ Предварительные обсуждения После того, как даны необходимые разъяснения по поводу классного совета и приняты правила, можно начинать. Лучше всего начать с обсуждения предварительных технических вопросов (см. гл. 3), например, с того, как будут собираться и записываться предназначенные для обсуждения на классном совете вопросы. Эта тема не слишком затрагивает эмоции, поэтому на ее примере ребятам легче будет научиться тому, как можно разговаривать друг с другом на классном совете (придерживаясь предмета разговора, соблюдая правила), они смогут также пройти все основные фазы в структуре классного совета, включая поиск решения (мозговой штурм), оценку и принятие решений, заключение договоренностей, запись в протоколе. Здесь можно заодно обсудить вопрос о ведении протокола или других формах регистрации результатов. Совет: Не выносите на обсуждение с классом те вопросы, относительно которых Вы уже приняли решение, и те действия, которые Вы решительно намерены осуществить. Если, например, Вы хотите, чтобы решения совета заносились в книгу классного совета, а ребята хотят, чтобы для этих целей служила не книга, а ящик с карточками, и в конце обсуждения Вы принимаете решение о том, что именно будет сделано, то у ребят создастся впечатление, что Вы не доверяете их способности найти правильное решение, а в конечном итоге, будет подорвано их доверие к классному совету. ■ Знакомство с процедурой модерации конфликтов Не обязательно, но весьма желательно, чтобы школьники также были знакомы с процедурой модерации конфликтов. Не нужно обсуждать с ними эту тему на первом же классном совете, иначе у ребят может сложиться впечатление, что совет будет посвящен разбору одних конфликтов. Но как только для обсуждения на совете будет предложена первая конфликтная ситуация, нужно рассказать ребятам об основных шагах в процедуре модерации конфликта и осуществить их практически в ходе разбора конкретного случая. Здесь также рекомендуется визуализировать процесс (на плакате), чтобы позднее можно было все время возвращаться к нему. Для проведения более интенсивных упражнений по этой теме вы можете использовать наши рекомендации, изложенные в главе 5. Осторожно: не попадайтесь в ловушки! Как мы уже сказали, классный совет могут проводить практически все учителя, обладающие вышеописанными компетенциями. Тем не менее, есть несколько типичных ловушек, на которые во избежание неприятностей стоит обратить внимание всем. Основные ловушки следующие: ►«Ловушка проектов» ►«Ловушка селекции» ►«Ловушка добровольности» ►«Ловушка нейтралитета» ►«Ловушка решений» Основу для описания «ловушек» составила публикация Т. Грюнер и Ф. Хильт (T. Grüner, F. Hilt). ■ «Ловушка проектов» Во многих школах – и чаще всего именно в тех, которые стремятся к новшествам – реализуется множество проектов, которые буквально «нанизываются» один на другой. Часто реализация проектов держится на личной увлеченности ответственных за них учителей и заканчивается там, где проект начинает «нервировать» учителя, после чего осуществляется переход к следующему новшеству. Поэтому тот учитель, который хочет внедрить классный совет, должен прежде всего спросить себя, готов ли он (или она) проводить совет на протяжении длительного времени (по крайней мере, в течение одного учебного года). В «ловушку проектов» может попасть не только отдельный учитель, но и целая школа, если она не позаботится о долговременном включении классных советов в школьную программу. Очень хорошо, когда учителя, которые проводят в своих классах классный совет, вместе обучаются на курсах повышения квалификации, регулярно встречаются, чтобы обменяться опытом и впечатлениями, применяя в общении друг с другом те установки, на которых держится классный совет, и делая эти установки достоянием общешкольной культуры. Подготовка школьников для выполнения задач модераторов классного совета также не должна носит характер краткосрочных проектов, а быть концептуально встроенной в школьные программы. Помимо такой подготовки этим ребятам необходимо сопровождение опытных в данном отношении учителей. Очень полезны регулярные встречи юных модераторов с сопровождающими их учителями и посещение этими учителями заседаний классного совета, - все это также нужно планировать заранее. ■ «Ловушка селекции» Многие учителя полагают, что классный совет нужно внедрять только тогда, когда в классе есть серьезные проблемы и конфликты. Им хочется разбирать на классном совете только такие «важные» проблемы, а остальные заранее отсортировывать как «неважные» («Не должен же я обсуждать на классном совете каждую мелочь!»). Проводя такое субъективное разграничение между «важным» и «неважным», учитель устанавливает свой (взрослый) масштаб для измерения ситуаций. Тем самым он не только обесценивает то, как воспринимают эти ситуации ребята, но и лишает их ценной возможности учиться тому, как можно конструктивно разрешать конфликты и справляться с трудными ситуациями. Проводимая учителем селекция лишает учеников возможности упражняться на маленьких конфликтах и на них учиться тому, что можно сделать в более серьезных случаях. Кроме того, проработка «маленьких» конфликтов чрезвычайно важна в смысле профилактики, поскольку из маленьких неразрешенных проблем, как известно, часто вырастают гораздо более серьезные трудности, справиться с которыми потом бывает намного сложнее. ■ «Ловушка добровольности» Будет ли тот или иной вопрос обсуждаться на классном совете, зависит от согласия всех участников. В такой ситуации отдельные школьники, которые, возможно, опасаются, что разговор может оказаться неприятным для них, постоянно «саботируют» обсуждение определенных вопросов. Поскольку школа, помимо прочих, выполняет также задачи воспитания, добровольность также имеет свои границы. Принцип добровольности действует на уровне классного совета, но не на уровне школы в целом. Если кто-то из школьников регулярно отклоняет тот или иной вопрос от обсуждения на совете, всем должно быть ясно, что учитель найдет другой способ для разрешения этого вопроса. Так, например, учитель может отправить конфликтующие стороны в специальную инстанцию, занимающуюся спорами (если таковая существует в этой школе), побеседовать с участниками конфликта индивидуально или провести модерацию конфликта без участия всего класса. ■ «Ловушка нейтралитета» Учитель, который занимается модерацией конфликта на классном совете, не имеет права вставать на позиции одной из сторон, а должен сохранять нейтралитет. Однако ребята ожидают от взрослых, и в особенности от своего учителя, что он будет занимать определенную позицию и ясно выражать ценности, как свои личные, так и ценности школы. Поэтому учителю важно снова и снова прояснять, в какой роли он сейчас осуществляет свои действия: как модератор конфликтов я – лицо нейтральное и «многопартийное», как воспитатель я открыто говорю о ценностях, как своих личных, так и общешкольных. Как человек, совмещающий обе роли, учитель управляет процессами прояснения ситуаций на классном совете и одновременно держит в поле зрения интересы и потребности всего класса. ■ «Ловушки решений» Встречаются две разновидности подобных ловушек. Во-первых, есть опасность того, что учитель может рассматривать классный совет как панацею от всех бед, как метод, с помощью которого можно найти решение всех проблем. При такой установке учителя, он может в недоумении сказать: «Мы проводим классный совет уже три месяца, а у нас в классе по-прежнему много конфликтов!». Здесь учитель находится во власти иллюзии, считая, что взаимодействие людей может протекать без конфликтов. Однако, это не так: там, где люди живут и работают вместе, конфликты неизбежны. После введения классного совета конфликтов иногда становится даже больше, поскольку многие скрытые столкновения выходят из «подполья» на дневной свет и таким образом становятся заметными для всех, возможно, впервые получая возможность быть разрешенными. Классный совет рассматривает конфликты как учебные ситуации и помогает ребятам научиться правильно разрешать их. Во-вторых, учителя постоянно попадаются в такую ловушку, когда считают свои собственные решения единственно правильными и наиболее приемлемыми для всех. Ученики, со своей стороны, часто также проявляют несговорчивость, выбирая те решения, которые нравятся им, но которые неприемлемы для учителя. В том случае, когда принимаемое решение не касается учителя напрямую, он может спокойно смотреть, как осуществляется принятое решение, возлагая ответственность за него на учеников.
|
Категория: Статьи коллег | Добавил: natzhuk (03.07.2011)
|
Просмотров: 897
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|