WALDORFВторник, 19.08.2025, 19:13

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]
Статьи коллег [6]
Размещены статьи, которые присылают коллеги

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи коллег

Классный совет: что это такое?
Глава 1. Классный совет: что это такое? О классном совете говорят все. Этот термин часто встречается в профессиональных журналах, в новых планах по развитию образованию и т.д. Но редко когда из этих текстов можно понять, каково же точное значение этого термина. Термин «классный совет» широко используется, отчасти в совершенно разных значениях. Эта книга предназначена для всех тех, кто ищет более подробной информации, более точных описаний и других полезных сведений по теме классного совета. Книга представляет собой руководство, которое можно использовать для принятия самостоятельного решения о том, является ли классный совет тем методом, который вам подходит, и с помощью которого вы можете достичь своих педагогических целей. Из нее вы также сможете почерпнуть полезное Know-how из практики, что позволит вам компетентно проводить классный совет. Теоретические основы классного совета ■ Определение для общеобразовательной (обычной) школы Понятие «классный совет» изначально пришло из педагогики Селестена Френе. Классный совет (или классное собрание) определяется здесь как «демократические переговоры, в ходе которых школьники и учителя вместе обсуждают конкретные ситуации, касающиеся проведения и планировании занятий.» (Friedrich/Kleinert 1997, S. 30). Основной тезис педагогики Френе состоит в том, что каждый человек, а, следовательно, и каждый ученик, имеет право на то, чтобы отличаться от других. Таким образом, задача школы состоит не в том, чтобы формировать однотипных детей, а в том, чтобы учитывать их специфические потребности. Отсюда вытекают основные цели, которые должны реализовываться в повседневной школьной жизни: ►свободное развитие личности, ►критичное взаимодействие с окружающим миром, ►ответственность ребенка за самого себя, ►кооперативная работа и взаимная ответственность. Данные цели должны быть достигнуты на занятиях, и важнейшую роль в этом играет классный совет. Здесь учителя и ученики принимают важные решения, касающиеся организации занятий (пространственной, временной, финансовой, распределения ответственности) и планирования занятий (содержания и целей), вырабатывают и пересматривают правила, обсуждаются конфликты (цитируется по D. Baillet, «Freinet – praktisch», с. 16-26). В педагогике Френе классный совет является частью одной общей концепции, которую не все хотят перенимать в ее сложившемся виде, и которая подходит не для каждой школы. Мы считаем, что и без пересмотра теории «классный совет» является хорошим методом, поэтому хотим предложить практичную, легко применимую на практике концепцию классного совета для совершенно «нормального» класса и совершенно «нормальных» учителей. Мы предлагаем следующее определение классного совета для регулярной школы: Классный совет – это регулярно проводимые встречи, на которых ученики совместно с учителями обсуждают конкретные дела своего классного коллектива (например, поездки или проекты, организационные вопросы, проблемы и конфликты), принимая как можно более приемлемые для всех решения. В отличие от концепции Френе, в нашем понимании на классном совете должны обсуждаться не такие серьезные вещи, которые касаются целей и содержания занятий, а небольшие вопросы, которые затрагивают всех и влияют на самочувствие учеников и педагогов в пространстве школьной жизни.
Классный совет – это не урок в привычном для всех смысле слова, и поэтому он предъявляет особые требования к учителям и к их установкам в отношении к школьникам (см. ниже, а также главу 3 «Предпосылки для школьников»). Школьники и учителя на классном совете: роли и ответственность На классном совете ученики и учителя встречаются на другом уровне, чем на уроках. Если на уроках основное время занято трансляцией содержаний, то на классном совете центр тяжести лежит в области отношений. Все его участники встречаются здесь как равноправные партнеры, которые вместе работают над приемлемыми для всех решениями, и могут представать друг перед другом такими, какие они есть. На классном совете нужно заботься не о хороших отметках, благоприятном впечатлении, дисциплине и наказаниях, а о хороших взаимоотношениях друг с другом. Роль и ответственность учителей На классном совете учитель должен отказаться от «знающей» части своей педагогической роли («Я знаю, как правильно») в пользу «сопровождающей» части («Мы вместе найдем правильный путь»). Здесь он может отказаться от ответственности за поиск и принятие «правильного» решения. Это означает, что теперь уже не один учитель решает, как что-то делать (из чего часто вытекает недовольство учителем), а все в классе вместе принимают решение и, соответственно, все берут на себя ответственность за результат. Это приносит большое облегчение! Конечно, учитель сохраняет за собой ответственность за сопровождение процесса принятия классом решений. Иногда идея совместного принятия решений понимается учителями неправильно и интерпретируется таким образом, что ребята должны теперь оставаться один на один со своими мыслями, вопросами и предложениями и разбираться с ними сами («Ну теперь посмотрим, как вы сможете самостоятельно справиться с этой проблемой!»). Однако, чем младше ученики, тем больше они нуждаются в сопровождении, это означает, что учитель продолжает руководить ребятами в процессе принятия приемлемого для всех решения, но при этом ответственность за результат остается лежать на классном совете. В этой роли сопровождающего учитель – возможно, даже больше, чем на уроках – может служить для ребят примером уважительного отношения друг к другу. Он строит отношения понятным и прозрачным образом, в общении относится к ребятам с полным вниманием, чуток к проявлению их чувств, с уважением относится к их идеям и пожеланиям. Так он сам, как человек, становится понятным и постижимым для ребят. Благодаря этому столь привычные для уроков трудности («Пауль глупый.» «Томас все время мешает.» «Франциска мечтает и спит на уроках.») здесь выражены значительно слабее (если ребята действительно понимают, что классный совет – это нечто совершенно другое, чем уроки), что, в свою очередь позитивно отражается на качестве занятий (см. главу 2). Сопровождающая роль учителя, конечно, не означает, что теперь отменяются все дисциплинарные правила. Учитель продолжает нести ответственность за то, чтобы те ребята, которые хотят участвовать в классном совете, могли делать это спокойно (см. гл.3 «Введение в классный совет»), а также за то, чтобы не нарушались принятые в данной школе и в обществе в целом правила, обеспечивающие порядок. Учитель является носителем рамочной компетенции, то есть он устанавливает рамки, в пределах которых могут приниматься свободные решения. Поэтому учитель должен всегда хорошо осознавать, какие именно рамки он может и хочет задавать. Кроме того, он должен уметь объяснить детям свое решение, если они спрашивают об этом. На классном совете учитель сопровождает процесс принятия решений и берет на себя ответственность за процесс, но не за результат. Он помогает классу прийти к приемлемому для всех решению. Он устанавливает рамки, в которых могут приниматься решения, и делает их прозрачными. Роль и ответственность учеников Школьники (также, впрочем, как и учителя) проводят в школе значительную часть времени своей жизни. Они приходят в школу (по крайней мере, чаще всего) для того, чтобы получить новые знания, но также и для того, чтобы встретить здесь других людей, чтобы быть включенными в социальные отношения со своими сверстниками. Если спросить у ребят, что для них важнее, то окажется, что и то, и другое одинаково важно. Однако, в школе, как в учреждении, чаще всего считается, что знания намного важнее, чем отношения, что школьники находятся здесь только для того, чтобы «чему-то научиться». Так школьники и учатся чему-то, а именно тому, что учебный материал важнее, чем человек, что в классное сообщество они не могут привнести ничего, кроме по-учебному оцениваемых знаний и навыков, что предложение новых идей особо не приветствуется, что конфликты открыто не обсуждаются и чаще всего разрешаются по принципу победителя – проигравшего. Классный совет создает противовес такой позиции. Если в школе, в которой обычно господствует ориентация на передачу знаний и учебные достижения, работает классный совет, то у ребят появляется уверенность, что их мнения и пожелания будут услышаны и восприняты всерьез. Здесь ребята учатся тому, что отношения друг с другом также важны, как учебный материал, что есть место, где развиваются новые способности и находят свое место новые идеи, что там, где люди живут и работают вместе, неизбежно встречается расхождение мнений и происходят конфликты, которые нужно рассматривать как возможность научиться чему-то важному, и которые можно конструктивно разрешать. Для ребят все это означает, в частности, что они могут и даже должны освободиться от закрепившихся за ними ролей двоечников, хулиганов или карьеристов. Также как учителя, они должны представать здесь как целостные личности и брать на себя ответственность за решения и результаты. Как правило, ребята с радостью готовы делать это, они участвуют в классном совете со своими большими и маленькими пожеланиями, идеями и решениями, потому что здесь речь идет о том, что непосредственно касается их самих. Когда дети замечают, что их участие в принятии решений и их ответственность принимаются всерьез, они с еще большей серьезностью вовлекаются в решение проблем, что позитивно сказывается на их совместной жизни и делах (см. главу 2 «Классный совет: зачем?») Не всегда удается сразу же воплотить в реальность принятые решения (особенно, если это связано с необходимостью изменить чье-то поведение). Поэтому классный совет требует от ребят (а также от учителей) терпения по отношению к самим себе и к другим. В любом случае, на классном совете все его участники учатся рассматривать ошибки как то, из чего можно и нужно извлекать жизненный опыт, учатся позитивно оценивать усилия и даже небольшие достижения. Например, для школьника, который обычно быстро приходит в ярость и дерется, можно считать большим успехом, если однажды он сумеет как-то иначе выразить свой гнев. Он может не сразу перестать драться, но на классном совете он может увидеть, что другие по достоинству оценили его усилия, даже если ребята пока не могут принять его поведение в целом. Каждый школьник, также как и каждый учитель, участвует в классном совете как целостная личность. Он должен быть готов к тому, чтобы ответственно работать над совместным принятием решения и над его воплощением. Так, на классном совете, благодаря совместному обсуждению тех дел, которые касаются всех, благодаря взаимному признанию и позитивной оценке тех различных вкладов, который каждый может сделать в общие дела класса, благодаря признанию даже маленьких шагов, в классе постепенно строятся стабильные отношения, которые позитивно влияют на занятия и на взаимоотношения.
Категория: Статьи коллег | Добавил: natzhuk (03.07.2011)
Просмотров: 828 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz